ГЛОССАРИЙ |
|
Атаки |
|
ШОМЕНУЧИ |
Прямой удар "рука - меч" в голову |
ЕКОМЕНУЧИ |
Удар "рука - меч" сбоку |
ЦУКИ (чуданцуки, мунэцуки, дзеданцуки) |
Прямой удар кулаком (в средний уровень, вниз, в голову) |
КАТАТЭТОРИ |
Захват разноимённой руки за запястье |
АЙХАНМИ КАТАТЭТОРИ (косатори) |
Захват одноимённой руки за запястье |
КАТАТОРИ |
Захват за плечо |
МУНЭТОРИ |
Захват за отворот одежды спереди |
ХИДЗИТОРИ |
Захват за локоть |
РЭТЭТОРИ |
Захват за обе руки |
КАТАТЭРЕТЭТОРИ (моротэтори) |
Захват руки двумя руками |
РЕКАТАТОРИ |
Захват за два плеча |
КАТАТОРИ - ШОМЕНУЧИ |
Захват за плечо с ударом "рука - меч" спереди |
УШИРО - РЕТЭТОРИ |
Захват сзади за запястье двух рук |
УШИРО - РЕКАТАТОРИ |
Обхват плеч сзади |
УШИРО - РЕХИДЗИТОРИ |
Захват сзади за локти |
УШИРО - ТЭКУБИТОРИ (рубишимэ) |
Захват сзади за руки и обхват шеи |
УШИРО - ЭРИТОРИ |
Захват ворота сзади |
Техника |
|
А. КАТАМЭ ВАДЗА(приёмы удержания) |
|
ИККЕ - ОСАЭ (удэ - осаэ) |
Первый контроль и метод выведения из равновесия и удержание воздействием на локтевой сустав |
НИКЕ - ОСАЭ (котэмаваси) |
Второй контроль. Сгибание запястья внутрь и локтя в естественном направлении |
САНКЕ - ОСАЭ (котэхинери) |
Третий контроль. Скручивание запястья винтообразным движением и его обездвиживание |
ЕНКЕ - ОСАЭ (тэкуби - осаэ) |
Четвёртый контроль. Метод удержания, давлением на болевую точку на внутренней стороне запястья |
ГОКЕ - ОСАЭ (удэ-нобаси, удэ-хисиги, хидзи-дзимэ) |
Пятый контроль. Сгибание локтевого сустава в, противоестесственном направлении |
Б. НАГЭ ВАДЗА(броски) |
|
ДЗЮДЗИГАРАМИ |
Бросок с использованием скрещивания рук партнёра |
ИРИМИНАГЭ |
Бросок с использованием вращения вокруг центра тяжести партнёра |
КАЙТЕННАГЭ |
Круговой бросок в вертикальной плоскости |
КОКЮ - ХО |
Упражнение на концентрацию дыхания |
КОКЮНАГЭ |
Группа приёмов с использованием концентрации дыхания |
КОТЭГАЕШИ |
Бросок с использованием воздействия на запястье |
КОШИНАГЭ |
Бросок через бедро |
СОКУМЭН - ИРИМИНАГЭ |
Бросок с использованием встречного движения партнёра |
ТЕНЧИНАГЭ |
Бросок "Земля - небо", с движением рук в обхват корпуса по диагонали |
УДЭКИМАНАГЭ |
Бросок с подставкой опоры (руки) под мышку партнёра |
ШИХОНАГЭ |
Бросок "в четырёх направлениях" |
Техника исполнения |
|
ДЗИЮ - ВАДЗА |
Исполнение технических приёмов в свободном стиле |
КАКАРИ - ГЭЙКО |
Техника защиты от нескольких противников, атакующих одновременно |
КАНСЭЦУ - ВАДЗА |
Приёмы с использованием воздействия на суставы рук |
КАТАМЭ - ВАДЗА (осаэ - вадза) |
Приёмы удержания |
КАЭШИ - ВАДЗА |
Техника контрприёмов |
НАГЭ - ВАДЗА |
Техника бросков |
СУВАРИ - ВАДЗА |
Приёмы, исполняемые в стойках на коленях |
ТАЧИ - ВАДЗА |
Приёмы, исполняемые в высоких стойках |
ТАНТО - ТОРИ |
Техника защиты от ножа |
ТЭ - ВАДЗА |
Техника защиты против вооружённого партнёра |
УШИРО - ВАДЗА |
Техника защиты от атак сзади |
ХАНТАТИ - ВАДЗА |
Приёмы, выполняемые на коленях против стоящего противника |
ХИДЗИ - ОСАЭ - ВАДЗА |
Приёмы контроля локтя партнёра |
Терминология |
|
АЙ |
Единство; гармония; координация |
АЙКИДЗЮЦУ |
Старинный вид борьбы без оружия предшественник АЙКИДО |
АЙКИДО |
Буквально "Путь гармонии с энергией КИ" |
АЙКИДОКА (европейск.) АЙКИДЗИН (японск.) |
Практикующий АЙКИДО |
АЙХАНМИ |
Позиция, при которых партнёры находятся в одноимённых стойках |
АТЭМИ |
Любое отвлекающее действие (обычно удар) |
АШИ |
Нога; ступня; шаг |
АШИ - ШИБУМИ |
Передвижение по ТАТАМИ |
АЮМИ - АШИ |
Передвижение попеременным шагом |
БО |
Палка длиной около 2 м |
БО - ДЗЮЦУ |
Вид борьбы с использованием палки |
БО - КАТА |
Формальный технический комплекс с использованием палки |
БОКУТО |
Общее название деревянного меча |
БОККЭН |
Деревянный меч (меч также: КАТАНА СУБУРИ-НО, ВАКИДЗАСИ, ОДАТИ, СИНАИ) |
БУ - ДЗЮЦУ (бу - гэй) |
Комплекс воинских (боевых) искусств в средневековой Японии |
БУДО |
Комплекс воинских (боевых) искусств современной Японии |
ГО - НО - СЭН |
Опережение для перехвата инициативы |
ГЭДАН КАМАЭ |
Стойка с опущенными вниз руками |
КЭЙКОГИ (доги) |
Форма (костюм) для тренировок |
ГЯКУ |
Приемы, использующие сгибание суставов в противоестественном направлении |
ГЯКУХАНМИ |
Позиция, в которой партнёры находятся в разноимённых стойках |
ДАН |
Классификация, мастерская степень обладателя чёрного пояса |
ДЗАНШИН - КАМАЭ |
Позиция (стойка) исполняющего, в момент завершения технического действия, при сохранении полного представления об окружающей обстановке |
ДЗЕ |
Палка длиной 1.28 м |
ДЗЕДАН - КАМАЭ |
Стойка с поднятыми на уровень головы руками |
ДЗОРИ |
Японская национальная обувь - сандалии |
СЮМАЦУ - ДОСА |
"Проникающее" движение |
ДЗЮН |
Приёмы, использующие сгибание суставов в естественном направлении |
ДО |
Буквально: "Путь"; образ жизни и мышления, подразумевающий соблюдение определённых этических и моральных норм, и направленный на самосовершенствование личности |
ДОДЗЕ |
Буквально: "Место для постижения Пути"; специализированный тренировочный зал (для медитации и упражнений) |
ИККАДЗЕ |
Очерёдность приёмов в АЙКИДО |
ИРИМИ |
Бесконфликтный способ взаимодействия с КИ противника, при котором используется приём прямолинейного вхождения в движение противника |
ЕКОМЭН (сокумэн) |
Сторона; бок |
КАЙТЭН |
Колесо, круг |
КАМАЭ |
Стойка. Термин, используемый в БУДО |
КАТА |
Плечо-Формальный комплекс технических действий |
КАТАТЭ |
Рука |
КИ |
"Дух", "дыхание", жизненная энергия |
КИХОН - ДОСА |
Раздел основных (базовых) движений в АЙКИДО |
КОКЮ |
Дословно - "вдох-выдох", т.е. дыхание- "Излучение", "изливание" КИ при исполнении приёмов КОКЮ - НАГЭ |
КЭЙКОГИ |
Одежда для тренировок (куртка, штаны и пояс) |
КЮ |
Классификация, ученическая степень до получения чёрного пояса |
МААЙ |
Пространственная и временная дистанция между партнёрами |
МАРУЙ |
Круговое, циркульное движение |
МИГИ ХАНМИ |
Правосторонняя стойка |
МОЧИ |
Захват |
МУНЭ |
Грудь, отвороты одежды |
НАГЭ |
Бросок |
ОБИ |
Пояс |
ОМОТЭ |
(В сочетании) исполнение технических приёмов методом ИРИМИ |
РЭЙ (рицу-рэй) |
Ритуальный поклон |
РЕТЭ |
(В сочетании) две руки |
СЕЙДЗА |
Положение сидя на коленях |
СЭЙКА ТАЙДЭН |
Центр сосредоточения жизненной энергии |
СИККО |
Передвижение на коленях |
СИХАН |
Старший начальник в школе, глава школы |
СУРИ - АШИ |
Передвижение скользящим шагом |
СЭМПАЙ |
Старший ученик, помощник учителя |
СЭНСЭЙ |
Учитель, мастер |
СЮМАЦУ - ДОСА |
"Фиксирующее движение" в АЙКИДО |
ТАТАМИ |
Японское национальное напольное покрытие; тренировочное покрытие в ДОДЗЕ |
ТОРИ |
Защищающийся, применяющий технику АЙКИДО (побеждающий в учебной схватке) |
ТЭГАТАНА |
Внешнее ребро ладони ("рука - меч") |
ТЭНКАН |
Поворот, движение корпуса вокруг своей оси |
УКЭ |
Проигрывающий в учебной схватке (атакующий в АЙКИДО) |
УКЭМИ |
Искусство падения, страховка |
УРА |
(В сочетании) исполнение технических приёмов методом ТЭНКАН |
УЧИ |
Любой удар, не попадающий в категорию ЦУКИ |
ХАКАМА |
Широкие штаны - юбка (обычно чёрного цвета), одеваемые на КЭЙКОГИ. (Разрешено носить мужчинам с 1 ДАНА, женщинам - с 3 КЮ) |
ХАНМИ |
Любое положение корпуса вполоборота к направлению движения |
ХАППО - УНДО |
"Излучение" КИ, передвижение в восьми направлениях |
ХИДАРИ ХАНМИ |
Левосторонняя стойка |
ЦУГИ АШИ |
Передвижение последовательным шагом в одной стойке, подтягиванием одной ноги вслед за другой |
ЧУДАН КАМАЭ |
Стойка с положением рук на уровне пупка |
ШОМЭН |
Лицо, перед; лицевая сторона зала |
Числительные |
|
ИТИ |
Один |
НИ |
Два |
САН |
Три |
ШИ (ЕН) |
Четыре |
ГО |
Пять |
РОКУ |
Шесть |
СИТИ (НАНА) |
Семь |
ХАТИ |
Восемь |
КЮ |
Девять |
ДЗЮ |
Десять |
ДЗЮИТИ |
Одиннадцать |
НИДЗЮ |
Двадцать |
НИДЗЮИТИ |
Двадцать один |
ЕНДЗЮ |
Сорок |
НАНАДЗЮ |
Семьдесят |
ХЯКУ |
Сто |